?

Log in

No account? Create an account
Read this first
cat2
restoran

Название журнала "Крыса на палочке" взято из книг Терри Пратчетта, и не имеет никакого отношения к качеству рецензируемых ресторанов, кафе и подобных заведений.
В этом журнале публикуются только факты, имевшие место в конкретном заведении и на конкретную дату, и полученные только на личном опыте.
Я не работал, не работаю (и не буду работать) ни в каком ресторане или подобном заведении, и не владею подобными.
(c) kdv,
iBase.ru.


Куба! Ром и коктейли
cat2
restoran

Рома на Кубе навалом, разного и дешевого. Рассказывать что такое ром, я не буду, это лучше поищите в википедии. Здесь - только практические знания, по поводу разнообразия, цен, как пьют, и прочее.
Напомню разве что про конвертацию доллара и евро в кубинские куки, потому что цены я буду приводить в куках и рублях.
Для примера - Havana Club Anejo Reserva 0.7 стоит 8 кук, или 7 евро, или 8.9 долларов. Что в рублях означает 519 руб и 586 руб. Так что на Кубе доллары идут лесом, тратьте доллары в Америке.

Разновидности

В Гаване в основном Havana Club. Есть Legendario и другие. Почти отсутствует Varadero, я видел только одну бутылку в одном месте. В принципе, выбор достаточный, как в магазинах, так и в барах, и в дюти-фри. Экзотику, конечно, найдете везде кроме дюти-фри, поэтому редкие и дорогие, если есть интерес, надо сначала пробовать в барах, а потом покупать в магазинах, это самый простой вариант дегустации. Пусть порция в баре будет стоить как пол-бутылки в магазине, но зато вы точно избежите разочарования после покупки

Вкус

На вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Я перепробовал почти всю линейку Havana Club, и она мне как-то поднадоела, что-ли. Особенное разочарование вызвал их Seleccion de Maestros - при цене в 40 кук (2600 руб там и 3500 руб тут) он слишком резкий и грубый, чтобы покупать его второй раз.
Вот Legendario - это вещь, внезапно оказалось, что его продают и в России.

Как пьют

В чистом виде, со льдом, и в коктейлях. В чистом виде и со льдом употребляют от 5 лет и выше, ромы выдержки выше 8 лет со льдом пить уже неприлично. В коктейли льют чаще всего Havana Club 3 Anos, т.е. трехлетку. Простой белый в некоторых барах просто отсутствует.

Коктейли

Основных вроде как 3 штуки - куба либре (ром с колой), мохито, дайкири. Куба либре попробовал один раз, оказалось полным отстоем из-за местной колы. Гадское послевкусие пришлось убивать глотком чистого рома. Есть вариант "Кубата" с колой и 7летним Гавана Клаб, но думаю, что оно ничем не лучше.

Мохито - классика, делают в основном с трехлеткой, но могут делать и с более выдержанными и дорогими (5-7 лет). Вкуснее всего мохито, в который добавляют пару капель ангостуры (один бармен сказал, что с ангостурой любые коктейли становятся супер-вкусными).

Дайкири - якобы любимый коктейл Хэмингуэя. На Кубе делают взбивая лет в блендере до состояния снега. Причем, сначала мешают лёд, ром и сок лайма, а взбивают уже потом. То, что не влезает к вам в бокал, куда-то отставляют. Вот я не понял, там же ром, они что, эти остатки выкидывают?
Дайкири перепробовал в разных местах, есть где делают супервкусно (за 2 кука), есть где не очень (за 4 кука). Правильный дайкири употребляется минут 20-30, потому что лёд тает медленно, и всю эту прелесть за меньшее время выпить невозможно.
В Москве дайкири со льдом фраппе не встречал, делают как обычную кайпиринью, только со льдом мешают в шейкере.

В принципе, можно попросить смешать коктейль с любым ромом, на ваш вкус или для эксперимента. Также могут добавить двойную порцию рома ("фуэрте", т.е. forte).
Вообще что чистый ром что в коктейль льют на глаз, причем, сначала наливают сколько положено, потом кидают взгляд на клиента, потом доливают еще.
Один раз я видел как кому-то сделали куба-либре - налили пол-бокала рома, потом остальную половину колы.

Если всё это надоело, можно попросить вариант кайпириньи с ромом, на Кубе он называется "кайпирисима" (caipirisima) - как бы, вариант дайкири для ленивых барменов.

Цены в барах

На коктейли от 2х кук до 6-8, в зависимости от пафосности бара, коктейля, и количества рома. Отдельно ром порциями по 50мл (реально наливают до 70мл) - белый 1.5 кук, 3 летний 2 кука, и дальше до 5 кук за 7 лет, 15 кук за 12 лет, и так далее.

Цены в магазинах

Во всех магазинах одинаковые - видимо, действует государственное регулирование. Если HC (Havana Club) Anejo Reserva стоит 8 кук в одном магазине, то он будет стоить 8 кук во всех магазинах. Исключение составляет дюти-фри в аэропорту - там цены на некоторый ром на 2-3 кука выше, а на большинство - такие же как в магазинах.
Приведу перечень цен разного, по умолчанию все бутылки 0.7, для бутылок меньше ёмкость указана явно (ёмкости 0.375 в магазинах найти трудно, но можно):


  • Havana Club Anejo Reserva = 8 кук

  • Havana Club Anejo Especial = 4,4 кук

  • Havana Club Ritual = 7,6 кук

  • Havana Club Anejo 7 лет = 19 кук, 0.375 = 8,75 кук

  • Havana Club Anejo 3 лет 0.375 = 2,8 кук

  • Havana Club Seleccion de Maestros = 40 кук

  • El Valle de Cuba Dorado = 5,85 кук

  • Ron Perla Norte = 7,6 кук

  • Havana Club Cohiba = 350 кук

  • Havana Club Tributo 2018 = 400 кук

  • Santiago de Cuba 25 лет = 250 кук

  • Cubay Extra Viejo = 75 кук

  • Vigia Gran Anejo = 55 кук

  • Legendario El Dorado = 7,6 кук

  • Legendario Exixir de Cuba = 7.6 кук

И так далее. То есть, как видите простой ром от 4 до 10 кук, дальше "дыра" вплоть до 40 кук (кроме 7летнего Havana Club), и после уже выдержанные и дорогие.
Я попробовал в одном ресторане Santiago de Cuba 12 лет, рюмка за 15 евро - великолепный ром, на уровне коньяка типа VSOP (6 лет выдержка и выше).

Российские цены в наших магазинах - чем дешевле ром, тем разница больше. Например, Legendario Elixir de Cuba, потрясающий сладкий ром (похож на ликер) крепостью 34 градуса (типа женский) на Кубе стоит 7.6 кук или ~500 руб, а в России 2200 руб, то есть в 4 раза дороже. Seleccion de Maestros - на Кубе 40 кук, или 2600 руб, в России - 3500 руб.
В любом случае дешевле, так что имеет смысл везти, правда, на мой взгляд всё кроме 3х-летки Havana Club. Совсем дешевые ромы пить не в коктейлях неинтересно, а дорогие добавлять в коктейли слишком дорого.
Кстати, в простых магазинах и на заправках регулярно видел простой ром Cubay в пакетах (как сок) по 200мл за 0.9 кук.

Иногда в статьях пишут какой-то бред про лимит вывоза с Кубы 2 литров рома, но на вылете всем плевать, сколько вы вывозите, потому что действуют ввозные ограчения по стране прилета. В России это 3 литра на человека. Не стесняйтесь, набивайте чемоданы и рюкзаки.
Метки: ,

Куба! зажигалки на внутренних рейсах
cat2
restoran
Этой удивительной истории место в лайфхаках по Кубе, но она заслуживает отдельного упоминания.
У нас была экскурсия на Кайо-Ларго из Гаваны, т.е. перелет 30 минут, потом катание с буханием на катамаране, потом пляжный отдых, и обратно. Кстати, многие туристы там остаются, есть гостиницы, и вообще там дофига итальянцев (не знаю почему), в том числе с детьми.

На вылете в Кайо-Ларго, при проходе контроля вдруг приколебались к тому, что у меня есть зажигалка в рюкзаке, типа, давай сюда. Я отдал. Это не что-то персональное, зажигалки изымали абсолютно у всех. После чего курящие уныло сидели в зале ожидания.
Следом за контролем, перед залом ожидания, была комната для курения. И как бы, не очень понятно, как ты можешь там курить, если только что отдал все средства для поджигания?

Тем не менее, у меня были СПИЧКИ (остались в рюкзаке после поездки в Германию в декабре). Поджег, стою, курю. Мимо проходит девушка с контроля, и делает удивленные глаза - мол, я у него отобрала зажигалку, как это он курит??? Подошла, спросила. Я показал спички. Она после секундного замешательства потребовала, чтобы я отдал спички перед вылетом.

Ок. Что там у них за ад в правилах, я не знаю. Может быть, кубинцы привыкли везде курить, и пытаются курить в самолетах. Может быть кто-то чего-то в самолете поджёг. Но в таких самолетах, вообще-то, летают в основном туристы. Ну ладно. Спички я честно отдал, а они их выкинули в мусорку...

Прилетаем в Кайо-Ларго, хочтеся курить. Я выхожу из аэропорта, закуриваю. Это видят итальянцы, которые летели тем же рейсом, подходят, просят прикурить, и делают круглые глаза - как у тебя есть зажигалка, если у всех их отобрали? Говорю, мол, у меня было ДВЕ, а отдать попросили одну.
На сувенирной площади зажигалок и спичек нет. Зажигалки есть только в магазине, вычурные турбо по 5.5 cuc (4.8 евро или 360 руб). Хороший бизнес, если ты точно знаешь, что у тебя эту зажигалку отнимут на обратном рейсе.

На обратном пути я решил зажигалку спрятать. Вообще мне было бы пофиг, но эта зажигалка хоть и стоила около 35 руб, но была пьезо, и имела приятный минималистичный дизайн.
Я засунул ее в пачку сигарет (типа, фольга не даст рентгену ее увидеть), а пачку сигарет еще и обернул часами с металлическим браслетом.
Честное слово, я не знаю, как они это увидели, может быть даже по камерам на регистрации засекли как я её прятал, но меня заставили отдать зажигалку. Причем, записали мое имя и паспорт в какую-то официальную бумагу, типа, что я пытался нарушить какие-то там правила (не я один, записали еще какого-то мужика, не знаю за что).
Последствия этой записи я себе не представляю - всё, теперь мне заказан путь на Кубу? :-)
Еще больше интересует вопрос - КАК они видят эти зажигалки? Почему они совершенно не видят спички? Почему такой жесткий запрет на зажигалки? Почему в европейских аэропортах на зажигалки плевать?

На следующий день мы с женой метались в поисках, чем поджечь сигарету. Хорошо что наш водитель Рудольфо где-то в Виньялесе умудрился купить 5 коробок спичек. Подарил нам, хотя я пытался за спички заплатить, и так и не узнал, сколько они стоят. Спички весьма странные (на фото) - тонкие, то-ли из бумаги, то-ли из бамбука, но горят хорошо.

В общем, всё плохое к лучшему, а то я бы иначе кубинские спички и не увидел никогда :-)

Метки:

Куба! туристические лайфхаки
cat2
restoran

Перед поездкой на Кубу я перечитал несколько статей, и большинство из них уже устарело. Например, написано про какой-то "сбор аэропорта" в 25 кук при вылете, или при прилете - ничего такого сейчас нет.
В самой поездке столкнулся с массой вещей, которые турист должен знать заранее. Поэтому я в предыдущем посте ничего этого не писал, решил оформить отдельно, по пунктам.
Итак, поехали!

Валюта

1 CUC (конвертируемый песо) якобы равен 1 доллару США. Не равен. Потому что при обмене долларов взымается 10% от суммы обмена. Если менять евро, то никаких процентов не берут, в январе 2019 года курс был 1 евро = 1.14 CUC, весьма неплохо. Обменных пунктов в Гаване мало, надо заранее их найти и отметить у себя на карте. Курс везде одинаковый, так что по прилету можно менять и в аэропорту.
1 CUC (дальше "кук") равен 25 местных песо. Цены в зависимости от места приводят или в куках, или в песо, или в обоих. Чем платить - разницы нет. Я спросил местных, зачем вообще нужен кук - толком не ответили. Нет никаких запретов для туристов расплачиваться песо, или для местных расплачиваться куками. Видимо, куки когда-то имели смысл, но сейчас они его потеряли. Впрочем, для туристов кук действительно удобен, из доллара или евро ничего не нужно пересчитывать.
Дальше при упоминании цены в куках можете себе представлять, что цена указана в евро, но "чуть меньше".

Цены

Если брать в общем, то цены как бы европейские. Я этому был сильно удивлен, думал что будет дешевле. Например, коктейли от 2 до 8 кук, в среднем 3-4. Еда, в зависимости от места, от 10 кук за шведский стол, до 19 кук за стейк. Ром стоит везде одинаково, кроме аэропорта. Если во всем городе 5-лет Legendario стоит 7.60, то в аэропорту он аж 9 кук. Сигары тоже стоят везде одинаково. Видимо, цены на сигары и ром жестко контролирует государство. Собственно, сигары тут стоят в 3-4 раза дешевле чем у нас, ром тоже. Например, пресловутый Legendario - 7,60 кук это 460 руб, а в России он уже 1600 руб.

Транспорт

В основном официальные такси (желтые) и всякие ретро- (американские или жигули) автомобили, тоже такси. Обычное - 6-8 кук за несколько километров. Если на обычной машине просто кататься - 15 кук за час. На ретро-машине дороже, 20-30 кук в час, но тут есть парадокс. Внутри ретро-машина может быть с ретро-обшивкой, то есть, комфорта вы не получите. Вы будете выглядеть круто только со стороны. Но вам лично на это плевать. Кроме того, в кабриолете жарит солнце и дует ветер. Никакого кайфа за ваши деньги, разве что ЧСВ потешить.
Маршрутки тут есть (желтые газели), и много, но в них в основном ездят местные.
Если надо куда-то поехать от отеля, то там всегда торчат таксисты и бомбилы, так что вызывать никого не надо.

Туалеты

Я даже родил шутку - "в туалетах на Кубе всегда есть как минимум одна из трех проблем: 1) нет бумаги, 2) не закрывается дверь, 3) нет воды". В некоторых туалетах есть по 2 проблемы одновременно. Больше всего бесит проблема № 2, ну как так-то? Причем, от места это не зависит - даже в общих туалетах гостиницы Националь в одном не закрывалась дверь, во втором не было бумаги.
Хотя бы частичное (и важное) решение - купить заранее пару рулонов туалетной бумаги, привезти в чемодане, а дальше с собой в рюкзаке постоянно носить хотя бы 1 рулон. Конечно, можно найти магазин, и купить там упаковку в 4 рулона, но это надо искать магазин, а стырить рулон из номера гостиницы - не вариант.

Еда

В Гаване с едой реально проблема. Не умеют готовить. Салат? Порубили сырых овощей (капуста, огурцы, помидоры), положили вареную морковку, и всё. Помидоры натурально невкусные, травянистые какие-то. То ли не дают им дозреть (мы видели как на обочине дороги продают зеленые), то ли сорта такие. Казалось бы - при таком климате можно 2 урожая без проблем снимать, а то и вообще постоянно. Но нет, по вкусу с нашими ничего даже близко не удалось попробовать.
Дальше. Приходим в кафе Монсеррате, вечер, только открылось, никого кроме нас нет. В меню креветки, курица, сэндвичи с сыром и ветчиной, тунцом и т.д. При заказе выясняется, что сыра нет, ветчины нет, есть только курица и тунец. Я заказал сэндвич с курицей, жена - жареного цыпленка. Готовили минут 20. Результат - у жены пол-курицы нормальной, половина - недожаренная, реально сырая. Понятно, что повар взял куру из морозилки, и кинул на сковороду. Но куда он спешил? А если бы я заказал креветки (если бы они были)? Отравился бы?
В городе видел, что люди едят какие-то жареные плюшки, с непонятной начинкой. В каком-то месте увидел такую плюшку в урне. В аэропорту жена решила такую съесть, но тоже увидела, что один раз надкусанные плюшки лежат в урне.

Единственно нормальное - сэндвичи. Их делают со странным хлебом, который напоминает песочное тесто. В результате - вполне вкусно и безопасно. Остальную еду просто стрёмно есть. Во-первых, непонятно что, во-вторых - можно заработать дрищ. Вот честное слово, я не помню, чтобы в какой-то стране испытывал проблемы с едой.
Еду на всякий случай надо запивать или чистым ромом, или коктейлем. И держать при себе таблетки экстренного действия, включая активированный уголь.

Да, еще вполне нормально поели в Al Carbon. Дорогой ресторан, цены прям как в европе, осьминог 18 евро, стейк 17. Стейк средний, осьминог тоже ничего.
Хотел сводить жену на фруктовый рынок, но гид отсоветовал, типа, еще отравитесь.

С другой стороны, на жаре не очень-то и хочется есть.

А, чуть не забыл. Если вы ищете заведения по гуглокартам, и знаете, что нормальное это с оценкой 4.3 и выше - посмотрите на отзывы. Я обнаружил кучу мест, где "местный эксперт" пишет "вкусная еда! дешево!", и т.д. Потом вдруг оказывается, что там всего 5-10 отзывов, и половина от таких "экспертов". Которые и в других местах тоже ставят 5 звезд. Прямо вот такую явную накрутку рейтинга увидел впервые.

upd: черт, про яйца забыл. В гостинице периодически путали яйца, вареные 5 и 7 минут. И те и другие были невкусные. Я не знаю, как это объяснить, видимо, кур кормят чем-то не тем (водорослями???). Кроме того, в момент нашего приезда разрешились какие-то проблемы с поставкой яиц, в результате чего в магазинах стояли здоровенные очереди за яйцами, народ брал поддонами по 30 яиц, по 3 штуки. Я уже у нас упаковок по 30 яиц и не припомню. А в Пинар дель Рио, когда я решил заказать омлет, гид сказал - "не бери, он из яичного порошка". Так я местного омлета и не отведал. Надо сказать, что в гостинице на завтраке стоял повар, который делал омлет с добавлением всего чего попросишь. И омлет был вполне норм. Но вот вареные яйца были "не того".

Назойливые чуваки

Несколько раз было - "- друг, ты откуда? - Россия! - Чем я могу тебе помочь?". Да ничем, иди ты нафиг. Помочь предлагают показать окрестности, продать сигары, и в таком духе. Отбиться можно постучав по часам, и убежав. Но, даже на входе в магазин сигар Партагаса стоят парни, и предлагают купить сигары у них, не заходя в магазин. Понятно что это или "зарплатные" сигары, которые выдают рабочим, или скрученные "налево". Но нафиг надо такое. Про сигары вообще отдельный разговор, они просто не знают, что в России пол-года точно на улице курить сигары просто невозможно.

Интернет

Его, в общем, нет. Есть только в специальных точках, и к счастью, такая точка была у нас на нулевом этаже отеля. В отеле 1 час wi-fi стоил 2 кука, в других местах, говорят, 1.5 кук. Но ради экономии 37 рублей идти куда-то 1.5-2 километра? Да ну.
Смысл карточек такой - покупаешь, стираешь код. Внимание! Я пытался стереть код монеткой, и легко протер до бумаги. Испортил две карты (4 кука). Купил еще одну, и мне ее стёрла сотрудник на ресепшн. Стёрла пластиковой карточкой, аккуратно. Я бы не смог. Тоже хороший бизнес.
Дальше вводим код, получаем интернет. Можно отключиться, потом подключиться, этот час действует в течение 30 дней.

Покупки в магазинах

Если кассир собирает ваши покупки в пакет, тут же внимательно посмотрите, что там лежит. Я покупал сигареты, взял 4 пачки Upmann, и 1 Salem. Салем был аж по 4 кука за пачку. Кассир взяла открытую пачку с витрины, и запихнула в пакет, а я не проверил. Мало того, что без 1 сигареты, так еще и все сигареты оказались отсыревшими (с потёками). 300 руб в мусор.

Сигары

Мало кто курит сигары, но почти все туристы стремятся купить сигары на Кубе. В основном сигары продаются коробками, по 25 штук. Брать чтобы подарить куче народу? В январе? В смысле, если привез сигару в Россию, то её же до апреля на улице курить невозможно. Стандартная робуста - это минимум на 30 минут. Курить ее при -5-20 мороза? А если сигара не в тубе или хьюмидоре, то она до апреля не доживёт (засохнет). Поэтому, в подарок ищите сигары в тубах, и сразу проверяйте как закручивается колпачок. На вылете в аэропорту - отличный выбор, и цены вроде те же самые. В магазине Партагас (старая фабрика, возле Капитолия), по одной почти не продаются, в тубах есть только Боливар, и по какой-то идиотии он продается только коробкой.

Покупать сигары с рук нет никакого смысла. Если вы не спец по сигарам, и даже если спец, определить дефекты на глаз не сможете. На ощупь можно только свежесть сигары определить. И всё. А из чего она сделана, тянется или нет - только когда закуришь. Ладно если себе такую фигню брать, но кому-то в подарок? Чтобы вам потом сказали - "ну и хрень эта сигара, что ты привез"?
Я курю сигары, привез штук 25 россыпью, в основном в тубах, разное.

Вот вроде и всё, в остальном в поездке всё было нормально, кубинцы люди хорошие, страна интересная.

Метки:

Куба! Ром, сигары, и прочие безобразия
cat2
restoran

Хотел я свозить жену в Бразилию, в августе. Но местные отсоветовали ехать в Рио, мол, штат банкрот, неспокойно, и т.д. А какая Бразилия без посещения Рио, пляжей Ипанема и Копакабана? Облом. Жена и говорит — а поехали на Кубу! Ну, значит на Кубу.

Жена поискала туры, потом плюнула, и сказала что надо всё организовывать самим — лететь в Гавану, там брать индивидуальные туры, и еще слетать на Карибское море. Туры она выбирала сама, я, понятное дело, кривился, но потом всё оказалось просто супер.
Да, Варадеро отпал сразу, потому что там всё включено и "овощной отдых", а нам этого не надо.
Выбрали даты с 27 января по 3 февраля. Решили лететь прямым рейсом Аэрофлота. Всё-таки дальше, чем до Бразилии — туда аж 13 часов лёта, обратно 11, за билет где-то 52к руб. С пересадками может быть дешевле, но тратить почти сутки на перелет — увольте.
В общем, всё спланировали, прилетели. Ах, да, в этом посте я рассказываю про всё, кроме лайфхаков, рома и сигар. По ним будут отдельные посты, они того заслуживают.

В день прилета заказали тур на Кайо-Ларго (Карибское море, пляжи), поселились в гостинице, и пошли гулять в Старый город. Гостиница у нас была относительно недалеко, на Малеконе, в 1.5 км от Старого города. Погуляли, посмотрели цены на ром и сигары, пошли обратно. По гуглокартам я решил сократить путь, и мы от пересечения Аллеи Марти и Нептуно пошли "по диагонали" к отелю.
Боже ж мой, это оказался ужасный район - здания раздолбаны, нищета, запах дерьма (канализация не работает, видимо), впрочем, путь мы преодолели успешно. Потом этот район мы обходили или по Малекону, или по Галиано. Надо сказать, что и потом в прогулках по старому городу периодически накатывало канализацией, но не так сильно.

Вечером упали спать в 19 часов. Просыпаемся в 21 от сильного шума на улице - а там ливень, молнии без грома, и вообще ничего не видно. Ну, при свете молний видно, как волны с малекона ударяют в здание (на фотке - зеленое), и всё. Электричество отрубилось. Воды нет, сортир не смывается, лифт не работает, а мы на 8м этаже. На следующий день узнали, что прошел торнадо. 6 человек погибло, пострадало около 160. Электричество включили только в 10 часов.

Утром в 11 часов поехали на машине с гидом по Гаване. Отличная экскурсия, много чего посмотрели, в гостиницу приехали только к семи вечера. И опять завалились спать. Потому что надо было вставать в 2 часа ночи, и в 3 выезжать в аэропорт, лететь в Кайо-Ларго местными авиалиниями.

В аэропорту случился трэш - на контроле у всех отбирали зажигалки. Видимо, кубинцы привыкли везде курить, а в самолете нельзя. Прямо сразу за контролем - комната для курения. Интересно, как это осуществить, если у тебя отобрали зажигалку. Но у меня было две зажигалки! Сказали, отдай зажигалку, ну я и отдал одну, а вторая осталась. Но у меня были еще и спички. Пока курил, мимо проходила сотрудница контроля, увидела и сказала отдать им спички перед вылетом. Спорить не стал, отдал.
По прилету в Кайо-Ларго (лететь всего 35 минут, туда летели на стареньком АН-24 с надписями на русском и испанском) зажигалки только в магазине, по 5 кук! И понятно, что на обратном перелете отберут. Хороший бизнес...
Надо сказать, что свою вторую зажигалку на обратном пути я положил в пачку сигарет, прикрыл часами, и всё равно ее нашли. Да еще записали мой паспорт в какой-то листок, типа, совершил ужасное преступление. Как они их видят на рентгене, не представляю. А в Европе всем на зажигалки плевать.

На Кайо-Ларго, конечно прекрасно. Плыли на пляж на катамаране, нас из Гаваны 7 человек, и еще человек 15 из Варадеро. Через 5 минут после отплытия капитан выставил бутылку рома, и началось. Конечно, была не одна бутылка, наливали без ограничений, "всё включено". Кормили лобстерами, по 10 кук за штуку. Останавливались посмотреть игуан на островке, на мелководье поглядеть морских звезд, и на снорклинг. Вода, конечно, прозрачная неимоверно. Видно на глубину метра 4, точно. Песок белый, когда идешь в воде, очень быстро опадает обратно, муть не образуется.

Тут надо отметить, что в январе на Кубе тоже зима. Температура воздуха была 25-28 градусов. В тот день с утра прохладно, где-то 22-23, а вот вода была теплее воздуха. По прогнозам пишут, что там вода стабильно 26-27 градусов, так оно и есть.

Приплыли, поели, и пошли отваливаться на пляж. Как потом (на второй день после) выяснилось, адски обгорели на солнце, хотя все 4 часа сидели под зонтиком из соломы. Обратно отплывали в 17 часов, улетели только в 19, и в гостиницу (трансфером) добрались только к 9ти вечера. В общем, поездка крутая, но сильно долгий трансфер в аэропорт, что туда, что обратно.

На следующий день поехали на табачную ферму недалеко от Пинар Дель Рио, про это отдельная история. Еще заехали в пещеры в Виньялесе. Пещеры так себе. Пообедали на вилле, и поехали домой. На машине туда и обратно - 2 часа. Вернулись поздно, где-то в 22.

31 января валяли дурака. 1 февраля поехали без гида посетить виллу Хэмингуэя, Ботанический сад, и Океанариум. В принципе, все три места "так себе". На вилле делать нечего, разве что я выпил там кайпирисиму (что это - в посте про ром) и выкурил сигарку. В Ботаническом саду нас прокатили на тракторе, мне было интересно, а жене скучно, потому что её интересуют только те растения, которые она может вырастить у себя в деревне. Океанариум вообще фигня. Это даже не океанариум, а "аквариум". Пара тюленей, черепахи, и разные рыбы и морские гады за стеклом "в окошках". Причем, там сходу продают билет по 10 кук с человека, включающий "дневное представление", которое в 16 часов. А мы там были в 14 часов, и билет надо было брать без бонусов, не то за 5, не то за 7 кук. Ну да ладно.

В последний день мы еще раз полазили по старой Гаване, закупились ромом, сигарами, и хорошо погуляли.
А 3 февраля отчалили. Причем, в гостинице спрашиваю - можно вызвать такси в аэропорт? А сотрудник отвечает - зачем вызывать, вон их у входа сколько стоит. И да, там было много всякого, но не ехать же на ретро-машине в аэропорт. Однако, выбрать машину нам не дали. "Распределитель" отправил нас к мужику на каком-то сраном жигуле, да еще и водители поцапались, нас не поделили - минуты две длилась перепалка типа "я твою маму шатал", и т.д.

В общем - окунулись в карибское море, напились рома, накурились сигар, нагулялись по Гаване. Посмотрели бедные, средние и богатые районы, парки, и прочее. 7 дней хватило на всё, я даже поначалу боялся, что получится слишком интенсивно.
Поедем ли мы туда еще раз? Скорее всего - нет. Дорого, долго, и не вполне комфортно. Одного раза вполне хватает. Имеет-ли смысл ехать на Кубу людям возраста 20-35 лет? Совершенно нет. У них нет этой Кубы, "вбитой" в голову с детства, поэтому если им и ехать туда, то только в Варадеро, да и то, туристы из Варадеро говорили, что во Вьетнаме комфорта больше за те же деньги.
Как-то так. Следом пойдет пост про туристические лайфхаки на Кубе, будет интереснее.

p.s. Да, все фотки в альбоме, их аж 240 штук - и машины, и Гавана, и Кайо-Ларго, делить по альбомам не стал, извините.
Метки:

Обмен валюты в аэропорту Праги
cat2
restoran
В Праге с 2006 года я был уже раз 15, сбился со счета. В Чехии до сих пор крона, что хорошо (что не евро), хоть сейчас 1 крона это почти 3 рубля.

Раньше по прилету я сразу снимал с карты в банкомате где-то 3 тысячи крон, чтобы потом не бегать по обменникам. Как минимум потому, что в основном в Праге обменники негуманные, там завлекательный курс на обмен начинался с 500 евро, а куда столько наличных в кронах девать?
Хочу заметить, что за рубежом я стараюсь платить только наличными, во избежание потенциальных проблем с картой. Данные одной моей карты как-то слили после оплаты гостиницы в Люксембурге, в результате карту пришлось срочно блокировать, писать заявление в банк, и т.д. Деньги вернули, но зачем эти неприятности?

Так вот, последние пару лет в аэропорту Праги я деньги не снимал, как-то получалось доехать до гостиницы, а там уже снимать рядом в банках. А тут мне приспичило. Ну и результат:
Курс 22.7 при конвертации банком евро в кроны, при официальном 26,9 (на 3 декабря 2018). За выдачу 3000 крон без конверсии сняли 195 крон. В сумме 132 евро за 3000 крон на руки. Это 24.2 кроны за евро.
Причем, в банкомате типа два варианта при снятии - с конверсией или без конверсии. Но это что в лоб, что по лбу, курс в обоих случаях грабительский.
Если бы я снимал с рублёвой карты Visa, как это делал раньше - было бы еще хуже, т.к. там конвертация идет в 3 этапа -  рубли-доллары-евро и уже потом кроны.

Так что, в аэропорту деньги не снимайте. Либо покупайте билетик на транспорт по карте, тут таких конверсий уже не будет, либо имейте в кармане где-то 25-30 евро на такси.


Аэропорт Дюссельдорфа - всё очень медленно
cat2
restoran
Решил кроме "концептуальных" постов писать еще мелкие заметки, про всякое - лайфхаки, наблюдения, и прочее.

Из Дюссельдорфа вылетал в 2018 году, в начале декабря, и в 2017, в начале ноября. По 2017 году уже подзабыл, вот в прошлом память освежилась, было всё одинаково медленно.
Аэропорт здоровенный, три терминала - A, B и C, в Россию вроде бы вылеты только из C.

  • Если вы приезжаете в аэропорт по ЖД, то вам надо на аэропортовом микро-экспрессе (подвесная дорога) сначала доехать до терминала C. В сумме, пока туда-сюда, это займет минут 20.

  • Дальше, если вы не зарегистрировались на рейс заранее, через интернет, вам придется отстоять длинную очередь на регистрацию. Регистрация почему-то идет очень медленно. Нам в этот раз повезло, самая левая стойка принимала багаж у зарегистрированных, там вообще никого не было. Регистрируйтесь заранее!

  • Очередь на контроль - 30-40 минут. Какие-то адовы толпы.

  • Паспортный контроль - тоже очередь минут на 30, не меньше. Регулярно появляются люди, которые начинают кричать, что их рейс улетает через 10-15 минут, караул, пропустите меня, пожалуйста, и т.д.

  • Финальный забег - к гейту. Насколько помню, он один из самых дальних.

В результате, если приехать в аэропорт за 2 часа, до гейта придется бежать, и вы даже не успеете заскочить в дюти-фри. Так что лучше приехать за 3 часа, минимум 2.5 часа. Лучше посидеть у гейта перед посадкой, чем взмыленным вспрыгивать в самолёт.
Почему это всё так ужасно устроено - я не очень понимаю. Вроде бы основной затор именно на обычном контроле, хотя сама процедура проходит достаточно быстро, как и в других аэропортах. В общем, загадка.

Хотел было сказать почти то же самое про аэропорт Лиссабона, но там меня подвел таксист - приехал на 20 минут позже, и я приехал в аэропорт за 1 час 40 минут, в результате чего купил бутылку портвейна практически на бегу, а в самолет сел за 2 минуты до вылета (автобус приехал за 10 минут до вылета).

Мысленно передаю привет Мише Филиппенко, который лет 5-7 назад оптимистически приезжал в аэропорт на зарубежные вылеты часа за полтора :-)


Адски вонючий сыр
cat2
restoran
В посте про Женеву я писал, что в дюти-фри купил сыр. На самом деле я купил три швейцарских сыра (куски по 200-300 грамм)

  • Альпийский грюйер

  • Раклет (raclette)

  • Вашерин (vacherin)

Все куски стоили примерно по 11.5 франков (по 10 евро). Попробовал сыры только прямо на Новый Год.
Грюйер - твердый сыр, похожий на пармезан, очень хорошо, я его и раньше ел много раз, к вину просто замечательно. Раклет - полутвердый сыр, тоже хорош, только почему-то был не одним куском, а нарезкой толщиной где-то по 5мм.
А вот Вашерин... Оказался дико вонючим. Жена попыталась пожевать, и выплюнула. Я съел один кусочек, но больше не смог.

Самое интересное, что в ресторане, где я ел сырное фондю, один из вариантов фондю был с вашерином. Если он так пахнет сам по себе, то можете представить, какая вонь будет стоять, если его нагреть до расплавления. И я просто счастлив, что тогда взял фондю без вашерина.
Ощущения от сыра я даже не могу выразить. До этого самым вонючим, и одновременно вкусным, для меня был австрийский "Мондзеер". И если мондзеер был типа "в рот мне ноги", то вашерин оказался куда хуже.

Хочу отметить, что сыр я люблю, ем разный, бри, плесневые, пармезаны, прочие, и к примеру, "вонявый сыр" в чешских пивных считаю деликатесом.

В интернете про вашерин пишут в основном про французский, который по виду похож на бри или камамбер. Этот, обратите внимание на фото, имеет пометку "Fribourgeois", т.е. "фрибургский". В отличие от французского он полутвердый. В википедии описания на русском нет, процитирую из английской:

"запах слегка кислотный, резиновый, с интенсивностью, зависящей от типа и возраста. Выдерживается от 6 до 25 недель. Чем дольше выдержка, тем сильнее запах аммиака."

Нет, он не пахнет "ссачками". Но запах такой, что даже только тронув сыр пальцами хочется сразу помыть руки.
В общем, будьте бдительны, не берите такой сыр, если вы не фанат сильно мерзко вонючих сыров.

p.s. дали понюхать коту, он тут же свалил из кухни.


Женева - дорого и бессмысленно
cat2
restoran

Волею судеб (впрочем, как обычно) меня занесло в Женеву в декабре 2018. В Москве в это время было -10, а в Женеве - +6, так что ходить по городу было легко и приятно. Иногда накрапывал дождик, зато после этого становилось очень красиво, как на фото справа - двойная радуга над фонтаном Же-До.

На лыжах я не катаюсь уже давно, так что дальше всё касается только хождения по городу.

Транспорт

Удивительно и фантастически, но по прилету при получении багажа в автомате вы можете получить бесплатный билет на 90 минут на любой транспорт. А потом, по приезду в гостиницу, вам выдадут бесплатный билетик на срок пребывания на всё - автобус, трамвай, кораблик через озеро, и обратную поездку в аэропорт.
Подобная щедрость радует, но ее источник я понял чуть позже.

Валюта

Швейцария в Шенгене, но местная валюта - франк. По курсу к евро это 1.13, но в обменниках курс обычно 1.1, не больше. К примеру, 15 франков это 13.63 евро. В общем, глядя на цены можно вычислениями не заниматься, а рассматривать франки как евро.
В евро можно платить в ресторанах, но в этом случае обменный курс обычно еще хуже.

Цены

При бесплатном транспорте (с гостиничным билетиком) всё остальное оказалось сильно дороже. Предварительно посмотрев по гугло-картам, мне показалось, что цены в кафе и ресторанах где-то 1.2 от общеевропейских. На самом деле, при столкновении с реальностью я просто впал в ступор. Простая пицца - 14 евро. Второе блюдо с гарниром - от 36 до 44 евро. Сигареты - 8 евро за пачку. Бизнес-ланч в японском ресторане - 45 евро! 3400 руб за бизнес-ланч, мать его за ногу!
Для сравнения, есть такой ресторан во Франции - Le Relais de l'Entrecote, где салат и антрекот с картошкой фри стоит 25 евро. Здесь оно же стоит 42 франка, т.е. 38 евро.

Если же вы решили еще и вино с десертом заказать, то за ужин у вас точно выйдет 50-80 франков. Даже просто пицца с бокалом вина это уже ~22 франка. По сравнению с остальной Европой это капец как дорого (в 1.5-2 раза).
Разве что гостиница с завтраком 100 евро в сутки, но это в декабре, а как в другие сезоны - не знаю.

Еда

Швейцария славится шоколадом и сыром. Шоколадом на НГ закупился капитально, и он действительно вкусный. 100 граммовая шоколадка в среднем стоит 3-4 франка. Разнообразие достаточное. Есть просто шоколадки, есть вручную изготовленный шоколад и конфеты. Я бы даже сказал, что по качеству и вкусу у швейцарского шоколада хорошая конкуренция с бельгийским.
Сыр купил в дюти-фри, там он по 11-12 франков за 200-300 грамм, в магазине стоит столько же.

В целом швейцарская еда - микс немецко-французской кухни. Например, "швейцарская сосиска с картофелем" совершенно невнятная, немецкие сосиски гораздо вкуснее.

Из обязательного съел сырное фондю. Но одному его употреблять неудобно - надо ждать, чтобы на хлебе сыр остудился, а он кипит, значит надо есть быстрее ... Вот на двоих-троих было бы нормально.
В самом конце официант отскребает слегка поджарившийся сыр со дна, и это действительно очень вкусно.

Впрочем, сырные рестораны еще поискать, здесь как в Москве - полно итальянских, китайских, японских, корейских, французских и прочих. Причем, на китайских и японских почти всё написано соответствующими иероглифами.

Завтрак! Завтрак в гостинице при таких ценах является обязательным. Однако, он весьма скуден, тут "французский завтрак", а не английски или еще какой - чай-кофе, круассаны, колбасная и сырная нарезка, мюсли. И всё.

Кстати, когда я поделился впечатлением о ценах местному гражданину, он мне ответил - "не езди в Цюрих, там всё ещё дороже".

Вино, бухло, кофе и чай

Бокал вина тут начинается от 6-6.5 франков. Среднее вино - 8 франков. Более крутое - 12 франков. Причем "бокал" - это 100мл. Бокал в 200мл это уже, понятно, 12 франков. Швейцарское красное я забраковал - дешевые и средние или вообще не очень, или водянистые, а дороже вино пробовать не стал. Хорошо, что в меню почти всегда есть и французское с итальянским.

Местное бухло тут почему-то только шнапс, хотя Франция в 20 минутах на автобусе. Впрочем, есть и какие-то подозрительные фруктовые ликеры, по этикеткам похоже на полу-кустарное производство. Мелких бутылочек, как в Германии, нет как класса. Минимум бутылки 200мл. 100мл есть только импорт - опять же шнапсы, кальвадосы, и прочее.
Тем не менее, шнапс я люблю. Запомните - грушевый Williams, вишневый Kirsch, малиновый Framboise. Малиновый тоже взял, но полу-подпольный, пахнет противно, отказать. В Duty free забыл, что такое framboise, спросил у двух русских девушек, они мне наплели про "клубнику". В результате вместо фирменного малинового взял фирменный грушевый.
(малиновый шнапс Du Grand-Pere не берите, малина вонючая)
В кафе и ресторанах крепкий алкоголь 8-12 франков за рюмку, причем за 40мл (а не за 20, как по всей Европе). Есть граппа, шнапсы, кальвадос, коньяк, арманьяк, и прочее.

Кофе тут делают хорошо, эспрессо где-то 3 франка. С чаем похуже - стакан пакетного чая twining обойдется в 4 франка, а стакан заварного - 4.5 франков. Есть тут и чайные, но в них не ходил.

Достопримечательности

Таковых тут достаточно мало, или они все скучные. Ботанический сад хоть и зеленый в декабре, но мелковат. Женевское озеро - да, впечатляет, особенно чистота воды. С набережных и мостов видно дно на глубину метров 3-5 (не мерял). Прокатился на кораблике (плыл один!) от Mt-Blanc до Eaux-Vives, там уже через парк дошел до города. Полазил по церквям (в том числе в соборе Св. Петра).
Остальное всё такое: Дворец Наций - зачем его смотреть (как и пресловутый "сломанный стул")? Цветочные часы? Бог ты мой, это просто клумба с часами! Фонтан? Ну видел я этот фонтан раз 15, пока ходил туда-сюда. Музеи меня не очень интересуют, и т.д.
В общем, последние пол-дня я тупо и бесцельно бродил, а когда надоело - приземлился в кафе и провел там час, читая книжку под чай и рюмку кальвадоса.

Да, еще я хотел съездить в Берн, но жестоко обломался - билет туда-обратно стоил 100 евро (7500 руб!), и я решил эти деньги потратить на что-то еще. 100 евро за 2 часа туда и 2 обратно, на электричке - это перебор. Напомню, в Европе обычно билет туда-обратно одним днем стоит столько же, сколько билет в одну сторону - из Люксембурга в Трир 8 евро, из Мэйденхеда в Оксфорд 14 фунтов, и т.д. Причем, в обман вводит сайт Swiss Rail, где по умолчанию включена Half-Fare travelcard, снижающая цену пополам (стоит 185 франков, на год). Если бы она у меня была, поездка мне обошлась бы в ... 38 франков - 13 франков туда (скидка на поездку конкретной электричкой) и 25 обратно (на любую электричку). Но если на 35 евро я еще был согласен, то на 100 - никак.

В общем, в Женеве делать совершенно нефиг, но если вы туда едете за чужой счет - отчего бы и нет. А за свой - не надо.

UPD: много народу курит, пепельницы везде, сигареты можно купить тоже везде. Даже встречал бабу на велосипеде, которая ехала и курила.
Мужики тут не очень бреются, много небритых и с бородой. Лица "нешвейцарской национальности" вылазят ближе к вечеру, иногда оккупируют кафе, иногда орут под окнами, но в целом не безобразничают. В воскресенье магазины закрыты, даже перед рождеством, так что, будьте бдительны.

p.s. все фотки Женевы - тут.


Такси в аэропортах Москвы
cat2
restoran
Господа полицейские, ну когда вы уже это безобразие совсем задавите?
Позор просто, не могли успеть к чемпионату мира, а теперь всё равно бросили?

Понятно что сейчас с этим делом ситуация гораздо лучше, чем в 2000 году. Но все равно еще встречаются эти мужики, шепчущие "такси-такси" на прилете.
Я уже писал, как вырвал двух женщин из лап одного козлины (в конце). Сейчас в Домодедово то же самое. Переход на аэроэкспресс сделали снаружи зачем-то, и теперь таксисты ловят людей там. Идешь себе на экспресс, а тебе начинают плести, что лучше на такси, да меньше 500 рублей, и прочую ахинею.
В Шереметьево какой-то таксист сидит вообще за 100 метров до экспресса, а на отклик "да нафиг" начинает что-то нехорошее бубнить в ответ. Это, типа, он меня зазывает переться обратно метров триста-четыреста к его такси???

Вот поэтому у меня по прилету всегда хреновое настроение. Я почти что в бешенстве, а вот игнорировать их почему-то не могу.
И главное, вот на этот "тариф" в 250 руб лохи до сих пор попадаются, хотя уже все знают что экспресс 500 руб, что такси 1500-1700 руб, и так далее.
А если посчитать, такой таксист даже поймав двух лохов в день в месяц заработает 150к руб. Мне не жалко, но они же портят имидж моей страны.

Так что, господа полицейские, сделайте уже как во всех аэропортах европы - уберите этих дядек-шептунов к чертям.

Метки: